Любите ли Вы театр...

Любите ли Вы театр...

2019 - Год театра в России

Что же такое театр?
О, это истинный храм искусства!
 

 
Виссарион Белинский

Трудно найти человека, который не любил бы театр и который, однажды поддавшись его чарующему обаянию, не мечтал бы снова испытать это неповторимое чувство.

Чье сердце не замирает в предвкушении чего-то нового, неизведанного, когда, дрогнув, медленно начинает раздвигаться театральный занавес, чтобы открыть нам картины жизни, знакомые или чудесно преображенные магическим искусством театра.

Вот зажглись огни рампы, и мы забыли обо всем, кроме того, что происходит на подмостках.

«…Любите ли вы театр так, как я люблю его, т.е. всеми силами души вашей… Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно…О, ступайте, ступайте в театр…», — к этим пламенным строкам Виссариона Григорьевича Белинского присоединятся миллионы страстных любителей театрального искусства.

Что заставляет зрителей идти в театр? Наверное, потребность приобщиться к празднику театрального зрелища, посмеяться и поплакать над судьбами сценических героев, над их радостями и горестями, трагедиями и подвигами.

В театре зритель становится свидетелем самого сокровенного творческого процесса, свидетелем рождения художественного произведения, которое существует только сегодня, здесь — один лишь вечер. Неповторимость — одно из самых притягательных свойств театра, мы всегда ждем встречи с ним.

Уважаемые читатели!

Вашему вниманию предлагается рекомендательный список литературы из фондов Донской государственной публичной библиотеки: об истории театра (русского и зарубежного), о выдающихся актерах и режиссерах, мемуары представителей театрального искусства. Можно познакомиться с документами и фактами из истории русского театра XXвека, узнать новое и интересное о русских кабаре и театрах миниатюр, балете, «побывать» в литературно-театральном салоне, в котором собрались Василий Шукшин, Константин Симонов, Андрей Миронов, Михаил Козаков и многие-многие другие…

Представленные книги можно заказать по межбиблиотечному абонементу, обратившись в сектор ОИЕФ и МБА Межпоселенческой центральной библиотеки Красносулинского района.

Встречи на грешной землеАлешин, С. Встречи на грешной земле: воспоминания / Самуил Алешин. — М.:Захаров, 2001. — 367 с., [2] л.портр.

 

«В моей уже довольно долгой жизни мне пришлось потерять немало близких людей. Ушли из жизни и люди, которые хоть и не были мне близки, но очень интересны как личности. Одни мне были приятны, другие - наоборот. Но всех их помню...»

Замечательный драматург, веселый, умный и проницательный человек, офицер-танкист и участник боев за Сталинград, инженер-конструктор и кандидат технических наук, автор популярных пьес «Директор», «Дипломат» и «Восемнадцатый верблюд», «Все остается людям», «Тема с вариациями» и «Тогда в Севилье...», родившийся в 1913 году Самуил Алешин выступает в этой мемуарной книге как обаятельный рассказчик с обостренным чувством театральности; он вспоминает свое детство и юность в довоенной Москве и выводит перед нами на сцену своих современников, среди которых были такие известные личности как Николай Акимов и Фаина Раневская, Георгий Товстоногов и Николай Черкасов, Валентин Катаев и Илья Эренбург, Ростислав Плятт и Юрий Завадский, Михоэлс, Фурцева и Ионеско.

 

Ортодоксальные заметки провинциального режиссера Былков-Забайкальский, В. Ортодоксальные заметки провинциального режиссера / Владимир Былков-Забайкальский. — Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2004. — 287 с.:ил.

В книгу художественного руководителя Ростовского государственного театра кукол, народного артиста России, профессора Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, Владимира Сергеевича Былкова вошли автобиографические заметки, размышления о театре и искусстве, любви и счастье.

 

 

Андрей Миронов: Детство. Юность. Театр. В кино и на телевидении. В жизни, за кулисами, с друзьями Вислова, А. Андрей Миронов: Детство. Юность. Театр. В кино и на телевидении. В жизни, за кулисами, с друзьями / А. Вислова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 286, [1] с., 8 л. ил. — (Мужчина-миф).

Книга об Андрее Миронове даст читателю уникальную возможность как бы присутствовать при беседе автора с этим широко известным и многими любимым артистом, состоявшейся, конечно, еще при жизни А. Миронова. Вы познакомитесь с воспоминаниями артиста, узнаете, с какими людьми он общался, с кем дружил и в какой среде вырос. Об Андрее Миронове рассказывает в книге Мария Владимировна Миронова, а также его коллеги по театру. Вы найдете здесь и записи репетиций, и рассуждения артиста о жизни и об искусстве. О спектаклях, в которых играл артист, о своих встречах с ним рассказывает автор книги А. В. Вислова. Книга богато иллюстрирована. Рассчитана на широкий круг читателей.

 

Западное искусство, ХХ век: мастера и проблемы Западное искусство, ХХ век: мастера и проблемы / Российская академия наук, Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ; [редкол.: Б. И. Зингерман (отв. ред.) и др.]. — М.: Наука, 2000. — 283, [3] с.

Книга продолжает серию, созданную сотрудниками Отдела современного западного искусства в Государственном институте искусствознания. В настоящем выпуске продолжено комплексное изучение истории искусства современного Запада. Читатель найдёт на страницах сборника статьи о живописи, архитектуре, скульптуре, музыке, театре и кино. Хронологический охват материала — от рубежа XIX—XX вв. до последних десятилетий нашего столетия. В центре внимания авторов находятся проблемы новаторства и традиций, какими они предстают на разных этапах истории искусства XX в. Жанр литературного портрета тесно сплетается с жанром историко-теоретического проблемного исследования. Сборник написан живым доступным языком и рассчитан на широкого, гуманитарно образованного читателя.

 

Актерская книга Козаков, М. Актерская книга / Михаил Козаков. — М.: Вагриус,1997. — 428, [2] с., 16 л. ил. - (Мой 20 век).

«Для чего наш брат актер пишет мемуарные книги?» — задается вопросом Михаил Козаков и отвечает себе и другим так, как он понимает и чувствует: «Если что-либо пережитое не сыграно, не поставлено, не охвачено хотя бы на страницах дневника, оно как бы и не существовало вовсе. А так как актер профессия зависимая, зависящая от пьесы, сценария, денег на фильм или спектакль, то некоторым из нас ничего не остается, как писать: кто, что и как умеет. Доиграть несыгранное, поставить ненаписанное, пропеть, прохрипеть, проорать, прошептать, продумать, переболеть, освободиться от боли». Козаков написал книгу-воспоминание, книгу-размышление, книгу-исповедь. Автор порою очень резок в своих суждениях, порою ядовито саркастичен, порою щемяще беззащитен, порою весьма спорен. Но всегда безоговорочно искренен.

 

От мистерии к карнавалу Колязин, В. От мистерии к карнавалу:театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья / В.Колязин. — М.: Наука, 2002. - 204,[2] с., [16] л. цв. ил.: ил.

Комплекс тем этой книги о религиозной средневековой и площадной сцене стран немецкого языка не рассматривался прежде в нашем театроведении. Автор пытается восстановить историю мистерии и карнавала, исследовать присущие средневековью формы театральности, прояснить проблему рождения нового театра.

В главах о религиозных играх и мистерии рассматривается вопрос взаимоотношения литургии и театра, описывается симультанный тип сцены, реконструируются Франкфуртская, Донауэшингенская, Люцернская и другие мистерии. Во второй части книги дается системный анализ карнавала, его типажей и масок, его местных разновидностей (франкфуртский, кельнский, базельский, нюрнбергский, швабско-аллеманский). В качестве переходного мостика между площадной сценой и театром рассмотрен фастнахтшпиль. Книга богато иллюстрирована.

Для историков, практиков и любителей театра, а также для студентов театральных вузов.  

 

Танец, счастье и боль Комлева, Г. Танец — счастье и боль...: записки петербургской балерины / Габриэла Комлева — М.; СПб.: РОССПЭН, 2000. — 364, [4] с., [40] л. ил., [1]л. портр.

Автор книги прима-балерина Кировского (Мариинского) театра, народная артистка СССР Габриэла Комлева рассказывает о блокадном детстве и эвакуации в Сибирь, о годах обучения в прославленном Ленинградском хореографическом училище, своих педагогах и одноклассниках, включая Рудольфа Нуреева. В годы «хрущевской оттепели» балет переживал мощный творческий подъем. Зарубежные гастроли дали возможность артистам познакомиться с миром, а Западу открыли блистательное искусство нового поколения русских исполнителей. Впервые об этом плодотворнейшем периоде русского балета второй половины XX века пишет балерина активная участница событий. Она увлекательно рассказывает о творческой обстановке в театре, о сотрудничестве с талантливейшими хореографами «новой волны» И. Д. Бельским и Ю. Н. Григоровичем, о созданных с ее участием ролях.

Книга богато иллюстрирована, многие фотографии публикуются впервые. Рассчитана и на любителей балета, и на самый широкий круг читателей.

 

Начало Корогодский, З. Начало / З. Я. Корогодский; [предисл. О. Ефремов]. — СПб.: СПбГУП, 1996. — 432 с., портр. — (Труды Университета).

Книга замечательного театрального режиссера и педагога, заведующего кафедрой режиссуры, профессора З. Я. Корогодского открывает серию публикаций выдающихся деятелей культуры и науки сотрудников СПбГУП, названную «Труды Университета».

На страницах этой книги автор делится опытом, раскрывая основные черты своей театральной школы, получившей мировую известность. Особое внимание уделяется проблемам, с которыми сталкиваются педагоги и студенты в первый год обучения - от вступительных экзаменов до летней сессии.

Издание рассчитано на преподавателей и студентов театральных вузов, а также будет интересно всем, кого волнуют проблемы современного театра.

 

Убийство Михоэлса Левашов, В. Убийство Михоэлса / Виктор Левашов. — М.: Олимп, 2002. — 411, [1]с. — (Нет — экстремизму!).

История только кажется незыблемой. На самом же деле таинственная Лета течет не из настоящего в прошлое, а из прошлого в будущее — обнажая корни событий, тайное делая явным.

Лишь сегодня, когда приотворились стальные двери спецхранов и сейфы Лубянки, стало возможным раскрыть одно из самых таинственных преступлений коммунистического режима — убийство великого артиста, художественного руководителя Московского еврейского театра, председателя Еврейского антифашистского комитета СССР Соломона Михоэлса.

В основу романа положены многочисленные архивные документы, свидетельства участников событий и очевидцев. Автор делает убедительную попытку ответить на вопрос: почему Сталин убил Михоэлса.

 

Гастроли зарубежных драматических артистов в России Литвиненко, Н. Гастроли зарубежных драматических артистов в России: (XIX — начало XXвв.)  / Н. Г. Литвиненко . — М.: Эдиториал УРСС, 2000. —238 с.: ил.

В истории русского драматического театра гастроли зарубежных артистов еще мало исследованы. В очерках о знаменитых гастролерах, приезжавших в Россию в XIX начале XX вв., автор опирается на театральную прессу тех лет, мемуарную литературу, отзывы писателей, актеров, зрителей. Этот материал дает возможность осознать значение театральных связей Запада и России. На примере спектаклей посланцев разных стран, таких как м-ль Жорж, Рашель, Олдридж, Ристори, Росси, Сальвини, Бернар и Дузе, внимание обращено прежде всего на проблему исполнения ими трагического репертуара, на сопоставление традиций русского и зарубежного театров, на усвоение чужого опыта, на исторический подход к оценке национальных сценических школ, критический анализ своих сил и возможностей.

Книга рассчитана на читателей, интересующихся историей театра, а также вопросами культурных связей России и Запада.

 

Маленькiй театръ Маленькiй театръ: пьесы для домашних и школьных постановок: сказки, феерии, водевили, комедии, пьесы, сценки (XIX - начала XX века) / [сост. и авт. вступ. ст. М. Юнисов; худож. Яна Клинк]. — Самара: Бахрам-М, 2003. — 319 с.: ил.

Пьесы самых разных авторов ХIХ — начала ХХ века, разных направлений и жанров, вошедшие в этот сборник, не потеряли своей драматургической ценности и воспитательного значения, и сейчас, в начале XXI века, с успехом могут быть включены в репертуар детских и юношеских любительских театров, использоваться в подготовке и проведении различных детских праздников и вечеров.

Для родителей и детей, а также педагогов, воспитателей детских садов, руководителей детских любительских театров, и широкого круга читателей.

 

Мейерхольд в русской театральной критике Мейерхольд в русской театральной критике: 1892—1918 / сост. и коммент. Н. В. Песочинского и др. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997. — 526, [1] с.

Сборник «Мейерхольд в русской театральной критике» закономерно примыкает к собранию статей, писем, речей, бесед, стенограмм репетиций великого режиссера и восполняет значительный пробел в литературе о Мастере, потому что театральная критика — один из главных первоисточников для изучения сценического искусства. Перед читателями проходит творческая жизнь Мейерхольда, рассказанная его современниками, непосредственными зрителями его спектаклей, освещенная кипением страстей, столкновением эстетических позиций, отзвуками общественно-политической борьбы.

 

Мнемозина Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра ХХ в. / Российская академия наук; Государственный институт искусствознания министерства культуры Российской Федерации; [сост., общ. ред. В. В. Иванов]. — М.: ГИТИС, 1996. —286, [1] с.

Альманах «Мнемозина» посвящен русскому театральному искусству 10 — 20-х годов. Его участники видят свою задачу в собирании русского театра XX века, в расширении его фактологической базы. Особое значение имеет публикация архивных и малоизвестных документов, а также исследование тех театральных явлений, что прежде были обойдены вниманием историков: Н. Евреинов, Н. Фореггер, Д. Хармс, театральные инициативы художественного объединения «Союз молодежи», театральный манифест М. Ларионова, сценические опыты ФЭКСа, «ритмометрические» спектакли Б. Фердинандова, Новый театр А. Грипича и т.д. Материалы не только позволяют понять судьбы творческих идей, но и восстанавливают биографии людей сцены, - так, Русское Зарубежье представлено именем Юрия Ракитина, сотрудничавшего со Станиславским и Мейерхольдом, а в эмиграции ставшего одним из крупнейших деятелей сербского театра.

 

Ночные мысли Муратов, П. Ночные мысли: эссе, очерки, статьи: 1923—1934 / Павел Муратов; [сост., подгот. текстов,вступ. ст., коммент., указ. Соловьев Ю.П.]. — М.: Прогресс, 2000. — 318, [1] с.

Павел Муратов (1881—1950) одна из самых значительных фигур литературы «серебряного века», основатель общества «Икона» (в эмиграции), преподавал в Оксфорде и Кембридже.

Большая часть его работ, ныне ставших библиографической редкостью, разбросана в периодике России XX века и русского зарубежья. На его труды по искусствоведению до сих пор опираются многие исследователи на Западе и в России.

В книгу вошли эссе, очерки и статьи, опубликованные в 1923—1934 гг.

 

По ступенькам памяти Образцов, С. По ступенькам памяти / Сергей Образцов. — М.: Время,2001. — 317, [1] с., 16 л. ил. — (Век и личность).

В этой книге народный артист СССР Герой Социалистического Труда Сергей Владимирович Образцов рассказывает о своем пути в искусстве, о профессии актера-кукольника и о своем уникальном и знаменитом кукольном театре.



 

Владимир Высоцкий Перевозчиков, В. Владимир Высоцкий: Правда смертного часа. Посмертная судьба / Валерий Перевозчиков. — М.: Политбюро, 2000. —431 с., [12] л. ил.

Книга состоит из двух частей. Первая часть — это попытка рассказать о последних шести месяцах жизни В. Высоцкого- замечательного барда, поэта, актера. В ней «правда смертного часа» (Томас Манн) — уж какой бы горькой и обидной она ни была.... Во второй части книги — попытка осмысления личности В. Высоцкого уже после его смерти:интервью с женой (Л. Абрамовой), друзьями (М. Шемякин, Б. Серуш и другие), исследователями (Ю. Карякин, Н. Крымова, Вл. Новиков), людьми из окружения поэта последних лет (В. Янклович, Ан. Федотов, О. Афанасьева и другие) и даже участковым милиционером. Есть и такие главы: «Иосиф Бродский», «Михаил Барышников», «Никита Хрущёв», «Иосиф Сталин».

 

Жизнь замечательных людей Полнер, Т. Гаррик / [Т. И. Полнер]. Волков / [А. А. Ярцев]. Щепкин / [А. А. Ярцев]. Катков / [Р. И. Сементковский]. Салтыков - Щедрин: биографические повествования / [сост., общ. ред. и послесл. Н. Ф. Болдырева]. -— Челябинск: Урал LTD, 1998. – 501, [2] с.: ил., портр. — (Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова, Т. 33) (Биографическая серия, 1890-1915).

Биографии, сведенные в этом томе вместе, были изданы около ста лет назад отдельными книжками в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839—1900). Написанные в новом для того времени жанре поэтической хроники и историко-культурного исследования, эти тексты сохраняют по сей день информационную и энергетико-психологическую ценность. Сегодня они могут быть рекомендованы отнюдь не только библиофилам, но самой широкой читательской аудитории: и тем, кто совсем не искушен в истории и психологии великих людей, и тем, для кого эти предметы — профессия.

 

Не отражаясь в зеркалах Радзинская, А. Не отражаясь в зеркалах / Алла Радзинская. — М.: Книжный Клуб36.6, 2005. — 281, [5] с.

Первая часть книги «Истории нашей семьи» охватывает период с конца XIX века по 1958 год. Это не только автобиография писательницы, но и биография рода. В ней переплетения судеб многих людей, исторические события и частные эпизоды, ступеньки нескольких поколений один из пролетов бесконечной лестницы, по которым поднимается из прошлого в будущее человеческая жизнь.

Вторая часть книги, получившая название «Закрой глаза, чтобы лучше видеть», вместила три десятилетия (с 1958 по 1988 годы) жизни Аллы Радзинской и ее литературной, театральной и телевизионной работы, но главным образом минуты, часы и дни из жизни известных людей, с которыми писательница встречалась и дружила, которых она любила и уважала. Эта книга словно большой литературно-театральный салон, в котором, вопреки ходу времени и срокам жизни, отпущенным людям, собрались Василий Шукшин и Константин Симонов, оба мужа автора книги Эдвард Радзинский и Рустем Губайдулин, Андрей Миронов и Александр Ширвиндт, Роман Карцев и Виктор Ильченко, Михаил Жванецкий и Сергей Юрский, Александр Белявский, Евгений Весник, Валентин Гафт, Марк Розовский, Павел Хомский, Михаил Козаков, Михаил Левитин и многие-многие другие...

 

Жизнь и приключения артистов БДТ Рецептер, В. Жизнь и приключения артистов БДТ:гастрольный роман / Владимир Рецептер. — М.: Вагриус, 2005. — 493, [2] с., [8] л. ил.

Творческая биография Владимира Рецептера много лет была связана с БДТ и его создателем Г. А. Товстоноговым. Эта книга - о театре, об актерах, имена которых (И. Смоктуновский, О. Борисов, С. Юрский, О. Басилашвили, П. Луспекаев) вызывают и благоговение, и живейший интерес: какие они, кумиры? Что происходит в закулисье? Успехи и провалы, амбиции и подозрения, страсти и интриги - все как в жизни, но только более емко и выпукло, ведь это - ТЕАТР.

 

Театральные взгляды Василия Розанова Руднев, П. Театральные взгляды Василия Розанова / Павел Руднев. — М.: Аграф,2003. - 366, [1]с. — (Символы времени).

Книга является первым исследованием философских взглядов В. В. Розанова (1856-1919) на театральное искусство рубежа XIX-XX вв., до сих пор не ставших достоянием культурной общественности. Её персонажи - М. Н. Ермолова, К. С. Станиславский, Ф. И. Шаляпин, Л. С. Бакст, А. Дункан и другие. Приведены интересные подробности из сценической практики Малого, Александрийского и Суворинского театров, Театра В. Ф. Комиссаржевской. Особое место уделено классической драматургии (Гоголь, Л. Н. Толстой, Грибоедов, Чехов, Эсхил, Софокл, Метерлинк, Ибсен, Гауптман), а также ряду драматургов эпохи модерна и революций.

Весомую часть монографии составили статьи Розанова о театре, некоторые архивные материалы и полемика вокруг статьи «Актер». Материалы снабжены научными комментариями.

Издание адресовано читателям, интересующимся творческим наследием Василия Розанова, вопросами театра, религии, истории предреволюционной России, массовой и элитарной культуры Серебряного века.

 

Китайский театр Серова, С. Китайский театр — эстетический образмира / С. А. Серова. — М.:Восточная литература, 2005. — 166, [2]с., [4] л. цв. ил.: ил.

В центре монографии — проблема связи театра как важнейшей части китайской культуры с законами Вселенной. Взяв за основу китайский культурный стереотип, выраженный триадой Небо - Земля - Человек, автор рассматривает соотношение театра и космоса в самых различных аспектах: от метафизических законов, формировавших искусство, до театральной теории, осмыслившей эти закономерности и тем самым подтвердившей всеединство законов космоса и бытия человека.

 

Против кого дружите? Стеблов, Е. Против кого дружите? / Евгений Стеблов. — М.:Алгоритм, 2000. — 283, [2] с., 16 л. ил. — (О времени и о себе).

Кто не помнит трогательного и наивного юного жениха-новобранца из фильма Г. Данелия «Я шагаю по Москве»?! После выхода картины на экран Евгений Стеблов проснулся знаменитым. Потом были другие фильмы и роли, многолетняя работа в Театре им. Моссовета «театре Завадского».

Работа в кино познакомила Е. Стеблова с целой плеядой выдающихся артистов, режиссеров, сценаристов: И. Смоктуновским, Н. Михалковым, И. Чуриковой, М. Влади, Б. Окуджавой, Г. Шпаликовым, Ю. Богатыревым… В театре он был партнером Л. Орловой, Ф. Раневской, Р. Плятта, М Тереховой…

Со многими смешными и трогательными историями, связанными с этими знаменитыми людьми, можно познакомиться на страницах этой книги.

 

Артист балета Михаил Михайлович Мордкин Суриц, Е. Артист балета Михаил Михайлович Мордкин / Е. Я. Суриц —2-е изд., доп. — М.: URSS, 2006. - 238 с., [8] л. ил.

Книга посвящена одному из наиболее известных русских артистов балета XX века — М. М. Мордкину. Премьер Большого театра в 1900—1910-х годах, он исполнил на его сцене все знаменитые классические роли, участвовал во всех новых постановках А. А. Горского. Мордкин был едва ли не самым ярким представителем московской школы мужского танца, которая отличалась силой, мужественностью, энергией. Артист обладал также выдающимся актерским дарованием; его танец был насыщен игрой. Значение Мордкина для исполнительского искусства в балете очень велико. Он сохранял и развивал его традиции и открыл новые перспективы следующим поколениям танцовщиков.

Мордкин был знаменит не только в России. Его гастроли с Анной Павловой в США и Англии в 1910-х годах, а после отъезда из России его многолетняя (с 1924 по 1944) работа в Нью-Йорке в качестве педагога, руководителя труппы и хореографа, позволяют говорить о нем как об участнике процесса становления современного американского балета.

В книге рассказывается о творчестве и жизненной судьбе М. М. Мордкина, рассматриваются его основные партии и постановки. Она рассчитана на читателя, интересующегося историей балета.

 

Настоящая жизнь - это театр Суханов, Г. Настоящая жизнь - это театр / Г. И. Суханов - СПб.: Юнимет, 1999. — 255 с.: ил. —(Странник).

Автор книги — директор Большого драматического театра им. М. Горького — вспоминает о певцах-актерах оперы и оперетты, об актерах БДТ, о своих коллегах и кумирах, о Георгии Александровиче Товстоногове.




 

 

Дневники Директора Императорских театров Теляковский, В. Дневники Директора Императорских театров: 1898-1901 / В. А. Теляковский; [вступ. ст. О. М. Фельдмана; коммент. О. М. Фельдмана, М. Г. Светаевой, Н. Э. Звенигородской]. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1998. — 746, [2] с.

Дневники директора Императорских театров В. А. Теляковского - уникальный историко-театральный документ, зафиксировавший ход русского театрального развития в конце XIX - начале XX веков. Созданная Теляковским подробная летопись жизни трех московских казенных сцен - Большого, Малого и Нового театров - раскрывает секреты управления творческим процессом, отражает перемены, совершавшиеся в драматической, оперной и балетной труппах. Свидетельства автора, компетентного и широко осведомленного в явлениях художественной жизни России, талантливого организатора театрального дела и вдумчивого наблюдателя важнейших культурных событий эпохи, неоценимы по точности, достоверности и широте взгляда.

 

Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века Тихвинская, Л. Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века: кабаре итеатры миниатюр в России 1908—1917 /Людмила Тихвинская. — М.: Молодаягвардия, 2005. - 527 с., [16] л. ил.— (Живая история. Повседневная жизнь человечества).

Автор — профессор Российской академии театрального искусства — ярко рассказывает об увлекательной истории создания и повседневной творческой жизни знаменитых столичных кабаре: «Летучая мышь», «Кривое зеркало», «Бродячая собака», «Привал комедиантов», показывает сродство «малого» и «высокого» театров и востребованность кабаретных образов в творчестве писателей и политиков того времени.

Перед нами с неожиданной стороны предстает творчество К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда, Н. Н. Евреинова и многих других выдающихся деятелей театра. Легкость и самоирония, постоянный поиск форм, особенно камерных, отличают больших режиссеров и актеров Серебряного века от авангарда 20-х годов и бронзовой монументальности сталинского стиля.

 

Что такое театр: книга для детей и их pодителей Что такое театр: книга для детей и их pодителей / [сост. Оганесян А. В.; худож. Рыбасова М. Д.]. — М.: LINKA-PRESS, 1997. — 37, [2] с.: ил.

Известный русский режиссер, знаток истории культуры Николай Николаевич Евреинов написал для детей книгу «Что такое театр», которая была напечатана в 1921 году. Читателю предлагается вольное изложение этой книги с оригинальными иллюстрациями театрального художника Марии Рыбасовой.. В издании публикуются и пьесы-сказки для постановки в домашнем театре, детском саду и школе: «Пастушка и трубочист» Ганса-Христиана Андерсена, «Щелкунчик и Мышиный король» Эрнста Теодора Амадея Гофман, «Синяя птица» Мориса Метерлинка.

 

Тайна обаяния Н. В. Гоголя в литературе, театре и изобразительном искусстве Штеренгарц, Р. Тайна обаяния Н. В. Гоголя в литературе, театре и изобразительном искусстве / Р. Я. Штеренгарц. — М.: Прогресс-Традиция, 2008. — 143, [1] с.: ил., портр.

В этой книге-альбоме читатели познакомятся с большим числом графических работ, гравюр, литографий, рисунков, созданных художниками XIX-XX вв. по мотивам творчества Н. В. Гоголя. В видеоряд включено много фотографий сцен из спектаклей, поставленных по произведениям Гоголя, а также актеров в образах героев.




 

Составитель:
заведующая сектором ОИЕФ и МБА
Нищенко С. Д.