Клейменов Василий Алексеевич

Клейменов Василий Алексеевич

Клеймёнов Василий АлексеевичКлейменов Василий Алексеевич родился 2 января 1949г. в х. Пролетарка Красносулинского района Ростовской области.

В 1951г семья переехала в г. Красный Сулин. Учился в школе №1 (сейчас гимназия №1). Классным руководителем была Красильникова Надежда Акимовна

С детских лет увлекался танцем и музыкой. Первый педагог танца - Дмитрий Константинович Мартын (один из основателей молдавского государственного ансамбля "ЖОК").

После окончания восьми классов, в 1964 году поступил в Ростовское культпросвет училище, где учился у выдающегося хореографа и балетмейстера Ирины Алексеевны Тиме, бабушка которой - Елизавета Тиме, готовила танцоров еще в императорский театр. Ирина Тиме первая отметила и развила балетмейстерские способности Василия. Тогда уже он делал свои первые постановки к праздникам на городских площадях и стадионах.
Во время учебы в училище принял участие в конкурсе, проводимом театром «Ромэн». В 18 лет - артист Московского театра "Ромэн". Здесь он разрабатывает свои постановки и танцы в стиле фламенко со своей партнершей — известной цыганской танцовщицей - Земфирой Жемчужной. Она, по сути, и является первой исполнительницей танцев фламенко в России, способной к импровизации. Во время гастролей в Москве испанского цыганского балета "Antonio&Rosaria" , сам Антонио - художественный руководитель балета, при встрече с Земфирой был восхищен ее танцем и в знак признания профессиональных способностей поцеловал ее юбку (1965 г). Сын Антонио - Хосе Антонио (долгие годы являвшийся главным балетмейстером Мадридского королевского балета), Антонио Гадес, балет Марии Росса и другие, приезжая в Россию, старались попасть на встречу с цыганами театра “Ромэн”, где происходил творческий обмен стилями цыганских танцев.

Закончил балетмейстерский факультет ГИТИС в 1981 г. как специалист испанского танца, танца фламенко и танца цыган России, специальный курс профессора Р. Захарова, который набирался из звезд балета, таких как В. Васильев, М. Лиепа, Е. Максимова, Кондратьева, Н. Тимофеева.

Клеймёнов Василий Алексеевич

1971 г. - Лауреат фестиваля "Московские звезды" среди творческих коллективов СССР как актер театра «Ромэн», за роль Ромендадо в спектакле "Кармен из Трианы" (реж. Анхель Гутиерес).
1972 г. - Лауреат фестиваля-смотра творческой молодежи «Московская Театральная весна» среди профессиональных театров как актер театра «Ромэн».
1976 г. - Лауреат фестиваля-смотра творческой молодежи «Московская Театральная весна» среди профессиональных театров как балетмейстер за спектакль «Огненные кони».
С 1982 г.— член Союза театральных деятелей.
С 1986 г. — главный балетмейстер системы “Союзгосцирка”.
С 1987 г. — главный балетмейстер Сочинской государственной филармонии.
1984 год — создание Театра Танца Фламенко в составе балетного отдела Москонцерта. Театр выступает по всей стране и за рубежом с собственной программой - "Танцы Фламенко. Песни и танцы русских цыган". При Театре организована Творческая Мастерская Василия Клейменова, танцевальная студия - "Cante Jondo", в которой проводится обучение всех желающих. Наиболее талантливые из них привлекаются к выступлениям в качестве артистов Театра Танца Фламенко. К настоящему моменту В. Клейменовым разработана новая концертная программа "Flamenco - Duende De Mi Corazón" («Фламенко – дух моего сердца»), которая постоянно обновляется и дополняется новыми танцевальными постановками.
1989 г. - Лауреат (Гран-при) Всесоюзного конкурса артистов эстрады и балетмейстеров как балетмейстер за свои постановки танцев "Испанская сюита", "Цыганская сюита", "Гаучо».

Разработал свою методику подачи и обучения цыганским танцам и танцам фламенко. В это же время создал программу Театра танца Фламенко (1987 г.) и сольную концертную программу "Танцы цыган мира", которые вывозил по линии Госконцерта по России, Японии, Германии, Испании, Америке, Югославии.

Создавал постановки танцев в цыганском стиле чемпионам мира и Европы по фигурному катанию Н. Линичук и Г. Карпаносову, в стиле фламенко А. Крыловой и ее ученикам, а также призерам Чемпионата Мира 2002 г. по фигурному катанию М. Дробязко и П. Ванагас.

Давал хореографический материал и участвовал в создании цыганского образа и характера при постановке цыганского танца для М. Дробязко и А. Дьяченко в проекте "Ледниковый период".

Участвовал в создании спектаклей, танцевальных постановок - в качестве балетмейстера-постановщика:
- спектакль - мюзикла "Чары" по роману А. Куприна "Олеся" ("Ромэн", Ачинский театр, реж. Юрий Шерлинг),
- спектакль "Огненные кони" ("Ромэн");
- танец - "Цыганская сюита" для концертной программы государственного ансамбля народного танца "Россия" (худ. рук. Т. Лукьянова)
- в качестве режиссера-балетмейстера: хореографический рисунок в сценах спектакля "Живой труп" в Малом Театре (реж. Виталий Соломин).

Работа в кино: постановка испанских и цыганских танцев, а также музыкальных фрагментов в кинофильмах: "Мой остров синий", "Табор уходит в небо".

Из интервью с Василием Клейменовым: «Я не просто цыган, который увлекается фламенко. Я хореограф-специалист, могу преподавать и классику, и модерн, и джаз. Но я танцую и преподаю фламенко, потому что это мое, кровное. Это искусство для всех. Чтобы танцевать фламенко, необязательно нужно иметь какие-то определенные данные.

Я очень люблю все стили танцев, которые идут от корней, от земли. Русским танцем (хороводы, кадриль и т.д.) я владею в совершенстве. Но я очень жалею, что русский танец перешел какую-то грань, оторвался от земли, стал каким-то профессионально несовершенным: отталкивает людей. Его не хотят учить. И это для меня странно. Ведь я-то знаю, что в народе всегда танцуют «цыганочку», «яблочко», «барыню». Надо видеть, как они пляшут, понимаете. Это же потрясающе!

Что такое все-таки фламенко - музыка, пение, танец или стиль жизни? Это все. Нельзя сказать, что это что-то отдельное. Взять, допустим, сигирийю - песню-плач. Это основа фламенко, его музыкальный размер, метро - ритмический рисунок, внутренняя боль, страдания. Стиль канте хондо - вокал, глубинное пение. Но не обязательно только петь голосом. Душа поет и в танце, и в гитаре. Сначала начинает гитарист, играет, играет, входит в состояние как бы транса. Затем певец начинает входить в то же самое состояние. А танцор слушает их, "заводится" от них и только тогда, когда уже может выразить то, что чувствует, он встает и начинает танцевать. Поэтому фламенко - это и музыка, и пение, и танец, и стиль жизни.

Это яркое, красочное, танцевальное представление, полностью захватывающее внимание зрителей, так как построено в виде непрерывного, исполнения танцев фламенко, под музыку популярных звезд музыкальной культуры фламенко. Без всяких перерывов и объяснений. Смысл и предназначение каждого танца разъясняется в выпущенных перед концертом программках. Разноцветные юбки с многочисленными оборками, кастаньеты, веера, шали, ритм множества чечеток и хлопков создают атмосферу праздника, фиесты, вызывают у зрителей острое желание присоединиться к артистам. Что мы и предлагаем в конце нашей концертной программы.

Театр имеет свое видение о характере исполнения танцев фламенко. Специфика работы Театра заключается в том, что наряду с профессиональными артистами к выступлениям привлекаются также талантливые люди разных профессий, возрастных категорий, прошедших обучение в студии Театра и желающих воплотить свои творческие идеи и мастерство.

Благодаря доступности исполнения танца в зрелом возрасте, появляется возможность реализации детской мечты взрослых женщин, матерей - вернуться в юность, когда будучи еще девочками, они, наряжаясь в бусы и цветастые шали, пытались танцевать «цыганочку», «испаночку», почувствовать себя артистами, оказавшись на подиуме актеров по другую сторону рампы театра, показать и проверить себя на публике. Все это придает исполнению танцев фламенко некий вкус, изюминку, таким - каким и должен быть настоящий цыганский танец.

Артисты фламенко хорошо знают, что их искусство не достигнет души, если в нем нет дуэндэ — таинственной силы, которая помогает исполнителю донести свое искусство до публики и без которого не существует истинного фламенко. Дуэндэ превращает песню в магию, а танец в шаманство. У нас говорят: «В нем нет огня», в Испании — «No tiene duende». Тот, кто видел истинное фламенко, никогда не спутает его с подделкой.

Не обязательно быть артистом фламенко, чтобы принадлежать к этому миру. Это целое мировоззрение, отношение к жизни. Фламенко — это, прежде всего то, что окрашено сильными эмоциями и душевными переживаниями
Фламенко, танец испанских цыган, стремительно превращается в форму российской массовой культуры. "Дайте мне Севилью, дайте мне гитару, дайте Инезилью, кастаньетов пару..." писал Козьма Прутков еще в позапрошлом веке.
Что же это - мода на экзотику? Но почему из всего многообразия чужого и экзотического мода выбирает именно это? Современные любители фламенко объясняют свое пристрастие к этому танцу очень просто. Он дает им такие возможности самовыражения, которых не способна дать ни одна из других доступных им форм нынешней культуры. Ну и раскрепощение, конечно... Банковские служащие и работники юридических фирм, бизнесмены и сотрудники правоохранительных органов, закованные в повседневной жизни во множество дисциплинирующих правил, наконец-то получают возможность высвободить, выговорить в движении свой внутренний избыток. Беспокойство. Тревогу. Тоску. Страсть. Все, что не смеет умещаться в рамки их прокипяченного и расфасованного существования. Вытанцуешь все это - и легче...

Современный человек, по меньшей мере, со времен Фрейда, освоился с мыслью, что распирают его разрушительные силы, неуместные в нашей  культуре и цивилизации. Он с младенчества научен их подавлять, укрощать. Правда, время от времени они вырываются наружу (война, семейные скандалы и ссоры, нервные срывы и психические заболевания...) Значит, каждой культуре приходится все время заново создавать и большими усилиями поддерживать разные  техники защиты человека от самого себя. В одних культурах это религия. В нашей, по-моему, разговоры на кухне с друзьями, дневники и стихи, написанные "в стол"... Из несловесного - ну разве что спорт, алкоголь с табаком, хождение пешком по улицам...

Танец же - средство куда более сильное. Хотя бы потому, что ритмичен. От выматывания неустроенной души блужданием по улицам он отличается, как стихи от прозы. В нем душа завораживается ритмами собственного тела. Недаром фламенко сравнивают с шаманством, с мистикой.
В танце тело и душа, природа и культура забывают, что различны: сливаются друг с другом, выговариваются друг в друге. Кроме танца, такое возможно разве что в любви...

Но фламенко в своей сути и истоках - танец страшный, "глубокий". На грани жизни и смерти. Говорят, что и танцевать-то его по-настоящему могут те, кто пережил беду, потерю, крушение. Беда обнажает нервы жизни. Фламенко - танец обнаженных нервов. И сопровождает его в испанской традиции канте хондо (Cante Hondo) - "глубокое пение". Выкрикивание корней души. "Черный звук". Как бы и не вполне музыка.

При этом фламенко - танец детальнейше регламентированный, строгий, полный условностей, даже церемонный.
Фламенко - танец одиноких. Пожалуй, единственный народный танец, в котором можно обойтись без партнера. Неистовая страсть слита в нем со строжайшим целомудрием: танцор фламенко даже случайно не смеет коснуться партнерши. Это буйство, эта импровизация требуют величайшей тренированности телесных и душевных мускулов, точнейшей дисциплины. Некоторые даже считают, что фламенко вовсе не эротичен. Он - танец-диалог, танец-спор, танец-соперничество между двумя началами жизни - мужским и женским.
Перетанцевать партнера. Затанцевать его насмерть.

Фламенко преображает, превращает в искусство именно то, что в нашей культуре-цивилизации задано как жесткие, беспощадные правила жизни. Напор. Агрессию. Соперничество. Дисциплину. Одиночество...
Фламенко - древнее искусство сжигания темного».

1 октября 2004г. состоялась премьера новой концертной программы «Фламенко – дух моего сердца», которая проходила в Концертном зале Московского Дворца Молодёжи.

В настоящее время В. А. Клеймёнов преподаёт в ГИТИСе (РАТИ) на балетмейстерском факультете.

Материал представлен сестрой А. К. Лысенко


Литература:

  • Portal – etud.ru/conyenl/teatr-tantsa–flamenco
  • Doodl–ru