Главная
Мы рады приветствовать Вас на сайте муниципального бюджетного учреждения культуры
Красносулинского района
"Межпоселенческая центральная библиотека"
(МБУК КСР "МЦБ").

Вокзал

Вокзал — железнодорожной станции Сулин был построен в 70-е годы XIX века. Во время Великой Отечественной войны разрушен. В 1952 году здание вокзала восстановлено. В 80-е годы XX века проведен капитальный ремонт с реставрацией.

Станция Сулин - часть Ростовского отделения Северо-Кавказской железной дороги. 

История

Станция «Сулинъ» была открыта в 1871 году, после завершения строительства железной дороги по линии Воронеж - Новочеркасск. Станция имела второй класс, здесь останавливались пассажирские и грузовые поезда для набора воды и чистки топки в локомотивах. Обслуживали станцию работники службы движения, локомотивная служба, вагонники, грузовая служба, путейцы, служба связи.

У вокзала дежурили извозчики. На территории станции находился пакгауз, где размещались на хранение привезенные издалека грузы.

В марте 1920 года на станции побывал советский государственный и партийный деятель Михаил Иванович Калинин. Он выступил на привокзальной площади среди рабочих, призывая их на борьбу за Советскую власть. В честь этого события на историческом месте установлен памятник.

 

В годы Великой Отечественной войны

Здание вокзала станции Сулин сильно пострадало во время Великой Отечественной войны, но, несмотря на это, сохранило свой внешний облик до нынешнего времени.

Наибольшие разрушения станции были нанесены в 1942 году во время одной из бомбежек фашисткими самолетами, в момент стоянки двух эшелонов: первого, с керосином и, второго, с военнослужащими. В результате этой бомбежки были разрушены здание вокзала и депо, ближайшие дома, погибло много красноармейцев. Оставались только кирпичные стены и полуподвальные здания, где продолжали работать все железнодорожные службы, телеграф, почта.

Благодаря зенитчикам, которые располагались со своими орудиями за ж/д мостом и прикрывали работу железнодорожников от налетов немецких бомбардировщиков, удалось избежать более страшных последствй для станции.

Во время оккупации местными партизанами был взорван железнодорожный мост.

Послевоенные годы

Здание вокзала полностью было восстановлено в нынешнем виде только в 1952 году. Его реконструировали, ремонтировали, но особых изменений в архитектуру не вводили. Сохранилось даже помещение, которое когда то занимал ресторан, позже переделанный в столовую.

Изменился только вид привокзальной площади. За годы войны кусты сирени, обрамляющие ее, сильно разрослись, и это место облюбовали в летний период кочующие цыгане. Прямо на кустах они развешивали свои вещи, а по вечерам жгли среди них костры. К концу 50-х годов цыган выдворили, кусты сирени вырубили, а площадь расширили и засадили по периметру в конце 60-х годов елями. С 1952 года к вокзалу от центра города стал ходить первый рейсовый автобус.

Привокзальная площадь

Имелся у станции Сулин и свой парк, высаженный силами рабочих станции на «субботниках». Деревья в парке были ухоженные, побеленные, широкие дорожки посыпаны песком. Повсюду стояли киоски с напитками, мороженным, кондитерскими изделиями. В центре парка в летнее время работал фонтан.

За парком ухаживали работники станции и Щебёночного завода, а также служащие железнодорожной больницы. В настоящее время, силами общественности и городских коммунальных служб, парк вновь приведен в порядок. Но от былого великолепия ничего не осталось.

Судьбы железнодорожников

На станции трудилось множество жителей поселка Сулин. Сулинские машинисты паровозов обслуживали не только станции в округе, но и железнодорожные маршруты дальнего следования.

Свидетельств о рабочих и служащих станции до революции и после осталось немного. Но известно, что перед войной первыми «Ударники Сталинского призыва» 1936 года были: Черноусов И. М., Грабович Г. М., Самовалов И. П., Войтенко П. А.

Не обошли работников станции Сулин и предвоенные репрессии. Машинист Чернышев Иван Семенович, отец одной из старейших учителей поселка Сулин Федоровой Лидии Ивановны, был арестован в 1937 г. и в том же году расстрелян. И только в 1995 г. был реабилитирован, а Федорова Л. И. признана пострадавшей от политической репрессии.

Сейчас станция Сулин имеет специализацию грузовой станции. В ее штате работает 22 человека, среди которых укладчики новых путей,  электромонтеры, сварщики, грузчики. На станции осуществляется возврат и продажа пассажирских билетов, прием и выдача багажа.

Производится прием и выдача повагонных и мелких отправок, а также грузов в универсальных контейнерах (имеются подъездные пути и крытые склады).

Источники:

  • Железная дорога в Сулине актуальна будет всегда // Красный Бумер. - 2015. - 5 авг. (№ 30). - С. 6.
  • Завьялов И. Железнодорожный вокзал хранит свою историю / Иван Завьялов // Красносулинский вестник. - 2020. - 29 июля (№ 30). - С. 5.
  • Завьялов, И. Здания символы города Красный Сулин и судьбы людей, связанные с ними / Иван Завьялов // Наше наследие : литературно-краеведческий альманах. – 2020. - февраль (№ 13). – С. 18-21.
  • Калашников, М. В. Железные дороги работают для людей / М. В. Калашников, беседу вела Екатерина Замулинская // Красносулинский вестник. - 2019. - 7 авг. (№ 31). - С. 3.
  • Мякинченко, В. Вокзал / В. А. Мякинченко // Сулин и сулинцы: словарь – справочник. – Красный Сулин, 2002 – С. 25.
  • Подгорная, О. Чтобы всегда горел зеленый свет // Красный Бумер. - 2016. - 10 авг. (№ 31). - С. 10.
  • Сажнева, Н. Строительство железной дороги // Сажнева, Н. У слияния двух рек / Н. Сажнева, Л. Михалева. - Ростов-на-Дону : Донской писатель, 2012. – С. 30-32.
  • Хорошко, В. Рельсы-шпалы, рельсы-шпалы, как живешь ты, станция Сулин? / Владимир Хорошко // Красный бумер. - 2018. - 7 нояб. (№ 44). - С. 3.

 

                               Составитель: ведущий библиограф Гладкова С. А.

Воинская часть— подразделение ПВО Северо-Кавказского военного округа, размещено в северной части города, у ЦРБ с середины 50-х годов.

 

«Водоканал» МПКХ - муниципальное предприятие коммунального хозяйства, образовано в 1992 году как самостоятельная организация для обеспечения жителей города водой из Соколовского водохранилища. Обслуживает 5 тыс. абонентов и более 200 предприятий и организаций города.

Военнопленные: В Красном Сулине после окончания войны 1941-1945 годов находился лагерь военнопленных. Военнопленные использовались на восстановительных работах ГРЭС «Несветай», Сулинского металлургического завода, строительстве жилья и дорог.

Водино- хутор Долотинского сельского Совета. Основан переселенцами из Украины в XIX века, которые назвали свой хутор по их родному селению. Это умирающий хутор, в нем всего несколько дворов стариков.

Военкомат— объединенный городской и районный военный комиссариат, работает в Красном Сулине с 20-х годов XX века. Выполняет задачи по учету и призыву в ряды Российской армии, а также по учету и переподготовке запасников. В экстремальных условиях организует мобилизацию резервистов.