Учитель – профессия сердца

Образ учителя, наставника в современной художественной и публицистической литературе

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых.
И, сколько бы ни миновало лет,
Случается учительское счастье
Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:
Под Новый Год не шлём им поздравлений.
А в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержал экзамен
На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!
Андрей Дементьев

День учителя — один из самых любимых профессиональных праздников. В этот день учителя принимают поздравления от своих воспитанников, которые дарят им цветы и подарки, устраивают концерты, рисуют красочные стенгазеты и по традиции во многих школах проводят День самоуправления.

Учитель — это не только человек, обучающий наукам, но еще и носитель духовности и нравственного начала. Учителя выполняют особую гражданскую миссию — воспитание молодого поколения. Их знания и опыт, преемственность традиций и новаторство лежат в основе каждой школы.

Мы всегда очень требовательны к своим учителям. Хотим, чтобы они обладали всей полнотой знания, были тактичны и мудры, приветливы и снисходительны. И, конечно же, желаем, чтобы наш учитель всегда был в хорошем настроении. О том же, что учителю нужна наша личная поддержка, зачастую забываем…

Но сегодня хочется пожелать всем учителям доброго здоровья, мира, благополучия. А также неустанного поиска истины и знания, взаимопонимания в коллективе и благодарных, любознательных учеников!

 

  • Айтматов, Ч. Первый учитель // Эхо мира. Повести. Рассказы. Публицистика / Чингиз Айтматов [сост. В. Ф. Коркина; ил. В. В. Лукашова]. – М.: Правда, 1985. – 528 с., ил.

    Это повесть о становлении образования в небольшом киргизском ауле, о человеке, который открыл школу, будучи вооружён лишь мечтой о светлом будущем советского человека. Всеми своими силами, нередко рискуя собственной жизнью, он претворял в жизнь идею лучшего будущего, где каждый человек будет образованным и свободным.

  • Анин, Б. И. Учитель в моей жизни. Книга интервью / Борис Иосифович Анин. – М., «Сов. Россия», 1977.

    Эта книга – книга интервью. В ней о своей ученической поре и своих учителях повествуют разные люди. Это и первый Герой Советского Союза А. В. Ляпидевский, и крупнейшие учёные, и студенты различных вузов, и легендарные военачальники, и писатель Борис Васильев. Есть здесь и множество историй простых людей, представителей разных профессий и поколений.

  • Астафьев, В. Последний поклон // Кража; Последний поклон: Для ст. шк. возраста / Виктор Астафьев – М.: Просвещение, 1990. – 448 с. – (Шк. б-ка)

    Лирическая повесть в рассказах В ней писатель воссоздает жизнь своего народа на протяжении 30-90 годов XX века и рассказывает о собственной нелегкой судьбе и о роли бабушки в воспитании внука.

  • Берёзко, Г. Дом учителя // Избранные произведения в трёх томах: Том первый / Георгий Березко – М.: Воениздат, 1983. – 469 с., портр.

    Мирно и спокойно текла жизнь сестер Синельниковых, гостеприимных и приветливых хозяек районного Дома учителя, расположенного на окраине небольшого городка где-то на границе Московской и Смоленской областей. Но вот грянула война, подошла осень 1941 года. Враг рвется к столице нашей Родины - Москве, и городок становится местом ожесточенных осенне-зимних боев 1941-1942 годов. Герои книги - солдаты и командиры Красной Армии, учителя и школьники, партизаны - люди разных возрастов и профессий, сплотившиеся в едином патриотическом порыве.

  • Бондарев, Ю. «Простите нас!» // Собрание сочинений в 4-х т. Т. 1. Повести. Батальоны просят огня. Последние залпы. Рассказы. / Юрий Бондарев [предисл. М. Кузнецова, оформл. В. Максина, гравюры В Носкова. – М., «Молодая гвардия», 1973. – 528 с., ил.

    Часто бывает так, что школьные годы быстро пролетают, не оставляя следа в памяти бывших учеников. То же произошло и с главным героем рассказа, известным конструктором П. Г. Сафоновым. Встретившись с учителем математики, он понимает, насколько много упустил. В гостях у учительницы «знаменитый ученик» незаметно для самого себя осознает, что ни один из ее любимых учеников так и не навестил ее за все эти годы. Все те, кто успешно живет и трудится, так же как и Сафонов, не вспомнили, что в чем-то своим благополучием они обязаны этой женщине .И все эти знаменитые конструкторы, директора заводов и прочие успешные личности должны быть благодарны человеку, воспитавшему их, должны помнить и заботиться о нем. Тогда не придется так сожалеть о прошлом и приносить извинения в письменном виде.

  • Быков, В. В. Обелиск // Василь Быков [пер. с белорус. Г. Куреновой, послесл. М. Синельникова] – М.: Мол. гвардия, 1985. – 235 с., ил. – (Б-ка юношества)

    Повесть раскрывает тему войны, стойкости и мужества советского народа. Автор рассказывает о героической судьбе сельского учителя и пяти его учеников, юных партизан.

  • Всем, что имею, обязан…/ [cост. и авт. предисл. А. Брагин].– М.: Мол. гвардия, 1985. – 446с., ил. – (Б-ка юношества)

    Книга посвящена наставничеству: в семье, где мать и отец с первых дней жизни учат ребёнка чувствовать и понимать окружающий мир; в школе, где учитель даёт ученику не только знания, но становится для него примером на всю жизнь; в армии, на производстве, где человек получает профессию, обретает гражданскую зрелость. Среди авторов – В. Астафьев, В. Белов, Ю. Бондарев, В. Распутин.

  • Гавальда, А. 35 кило надежды: роман / Анна Гавальда. – М.: АСТ, Астрель, 2010. – 127[1] с.

    Это книга – поэтичная притча о главном: о выборе жизненного пути, о силе любви и преданности и о том, какую роль в жизни ребёнка могут сыграть его наставники и воспитатели. Решая свои «детские» проблемы, тринадцатилетний герой ищет выход – и находит его, да так, что и взрослым есть чему у мальчишки поучиться.

  • Гончар, О. Бригантина // Повести и рассказы. Авториз. Пер. с укр. / Олесь Гончар [предисл. В. Яворинского]. – М.: Мол. гвардия, 1984. – 542 с. – (Б-ка юношества)

    Романтическая повесть посвящена проблемам воспитания «трудных» подростков – учащихся спецшколы.

  • Железников, В. Чучело // Ухожу из детства: Повести / Владимир Железников [послесл. М. Прилежаевой]. – М.: - Мол. гвардия, 1983. – 415 с., ил. – (Б-ка юношества)

    В повести автор ставит проблемы связи времён, преемственности поколений, опасности непонимания, порой возникающего между детьми и взрослыми. С симпатией читатель встретит в повести молодую учительницу. Автор не изображает в повести педагогический процесс, но уроки молодой учительницы интересны, а её общение с учениками будит в них хорошие чувства.

  • Кассиль, Л. Кондуит и Швамбрания // Кондуит и Швамбрания. Дорогие мои мальчишки / Лев Кассиль [ил. и оформление А. Т. Яковлева и А. В. Озеревской]. – М.: Правда, 1982. – 464 с.

    На книгах Льва Кассиля (1905-1970) выросло не одно поколение юных читателей. книги. Однако настоящую славу принесла писателю автобиографическая повесть «Кондуит и Швамбрания» о жизни гимназистов в начале прошлого века. Увлекательный рассказ о приключениях мальчишек в переломную для России эпоху, умение описать их фантазии, выдумки и каждодневные проблемы делает это произведение интересным на все времена.

  • Кауфман, Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз: Роман / Бел Кауфман пер. с анг. Е. Ивановой, С. Шайкевич]. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. – 240 с.

    Роман о школьниках и их учителях, детях и взрослых, о тех, кто идёт против системы. Книга начинается словами: «Привет, училка!», а заканчивается словами: «Привет, зубрилка!», а между этими двумя репликами письма, письма, письма – крики людей, надеющихся, что их услышат.

  • Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. – М.: «Педагогика», 1981. – 624 с.

    В поэме рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой в 20-е годы был автор.

  • Распутин, В. Г. Учитель французского // Век живи – век люби: Рассказы, очерки, повесть / Валентин Распутин [вступ. статья С. Залыгина]. – 2-е изд., доп. – М.: Мол. гвардия, 1988. – 382[2]. с.

    Герои произведений Распутина –люди разных профессий, в том числе и учителя, но главными его героями становятся доброта, честность, верность гражданскому долгу, бережное и чуткое отношение друг к другу.

  • Сапожникова, Н. Его всегда ждут // Мир профессий: Человек – человек / [сост. Р. Каверина; предисл. Л. Зюбина, Р. Кавериной]. – М.: Мол. гвардия, 1986. – 300[4] с., ил.

    Статья, раскрывающая сущность учительского труда в книге, посвящённой профориентации молодёжи.

  • Учитель: Статьи. Документы. Педагогич. поиск. Воспоминания. Страницы литературы / [ред. – сост. Д. Л. Блудный]. М.: Политиздат, 1991. – 350 с.

    Предлагаемая книга приближает читателя к школе своей ретроспективой, когда с позиций сегодняшнего дня мы имеем возможность осмыслить многое из прошлого. Здесь собраны отрывки из истории советской школы, высказывания известных педагогов прошлого. В книге сделана попытка представить коллективный образ  народного учителя. В сборник включены отдельные тематические высказывания, составляющие разделы «Мудрые мысли» и «Слово об образовании и воспитании», а также пословицы и поговорки народов мира - вековая мудрость об учителе и учительском труде, о воспитании. Большое место занимает раздел, где представлены отрывки из многонациональной художественной прозы и поэзии, отразившие жизнь и труд учителя.

 


Rambler Yandex
Google Mail